СЕДМИЦА 25-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. 15 НОЯБРЯ 2018 Г.

СЕДМИЦА 25-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. 15 НОЯБРЯ 2018 Г.

Лк., 62 зач., XI, 47 – XII, 1 (о. Стефан Домусчи)

Глава 11.

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Глава 12.

1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение является окончанием обличительные речи Христа в которой он обращается к книжникам и фарисеям, к законникам, которые налагают на людей бремена неудобоносимые, при том, что сами не исполняют закона в подлинном смысле слова.

Судя по всему, это неисполнение пождлинного смысла закона не было результатом простой ошибки, но было делом сознательно упорства, которые доходило в них до жестокости. Неслучайно Христос говорит о том, что они, ополчившись на Него, продолжают дело своих отцов.

Конечно, было бы неверно обвинять их в сознательном богоборчестве… Но то формальное исполнение закона, которое они избрали для себя нормой религиозной жизни, входило в явное противоречие с сутью закона и они не могли этого не видеть… Совершая некоторый внутренний выбор они считали внешнюю, показную религиозность вполне достаточной. К тем же, кто призывал их обратиться от внешнего к внутреннему, они оказывались чрезвычайно жестокими. Отказываясь от вдумчивого и смиренного взгляды на себя и не желая отказаться от самовлюбленного и лукавого взгляда на свою жизнь, они предпочитали бороться с теми, кто говорил им правду, но не изменяться внутреннее.

Ошибка одного человека могла быть его личной бедой, в которой ему можно было бы сочувствовать и пытаться помочь…, но в случае фарисеев и законников ситуация явно осложнялось тем, что они воспринимали свое понимание религиозной жизни как образцовое и единственно верное. Кроме того, они делали многое для того, чтобы окружающие им подражали. Именно поэтому Христос говорит, что они взяли ключ разумения закона, сами не вошли и входящим воспрепятствовали. Ведь если какая-то форма благочестия воспринимается как единственно верная, все остальные оказываются вне закона и объявляются ложными. Не являясь праведниками в подлинном смысле слова, но успокаивая себя мнимой праведностью, внешне благообразной и лубочной, законники объявляют вне закона всякую иную праведноть, всякий иной взгляд на жизнь. Именно поэтому Христос с его отказом от лубочности, за которой оказывается забыт живой человек … возвышает настоящую жизнь, трагичную, полную боли и скорби, но искреннюю и поэтому ценную пред Богом. Со своим возвышением человека над законом Спаситель оказывается вне закона и они приступают к нему и пытаются поймать его на слове. И дело совершенно не в том, что он говорит им какие-то строгие вещи, не в том, что он их обличает. Просто под угрозой оказывается сам принцип их жизни и этого вынести они не могут. Конечно, христианское отношение к фарисеям и законникам не предполагает превозношения. Христос обличает их, но Его слова полны трагизма. Его слова полны не гнева, но боли о людях, которые избрали такой путь.

Однако, особенный трагизм сегодняшнего чтения заключается именно в том, что любой человек может совершить такую внутреннюю ошибку. Любой человек, который стремится к праведности и правоте, может избрать разные пути… Чувство правоты, которое при это появляется может дать разные плоды. Человек, который считает себя правым может за свою правоту умереть, как умирали в древности мученики. Но в тоже время, именно чувство правоты может сделать человека неимоверное жестоким, потому что раз он прав — ему всё позволено и он сам позволяет себе любые жертвы и любые однозначные суждения. Что и произошло в итоге с книжниками и фарисеями, которые нападали на Христа.

Предостерегая от подобного пути, Христос говорит людям, которые его окружают, чтобы они береглись от закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Суть этой закваски в том, что осознанно или неосознанно человек стремится устроиться в жизни так, чтобы ощущать себя праведным, но не идти при этом ни на какие жертвы. Быть праведным, но не отказываться от своего статуса, не склонять голову, не подставлять щеку, не отказываться от власти… На самом же деле, подлинная праведность всегда связана с любовью к человеку, к ближнему, к тому кто рядом… И эта любовь всегда связана с жертвой, иногда даже со смертью… не физической, конечно, но социальной…. Которая обычно ощущается как потеря и поражение… но на самом деле оказывается приобретением и победой.

Источник: Радио «Вера»

(16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *